Роман «Граф Монте-Кристо»: новый взгляд на произведение А. Дюма
Не секрет, что многие современные реалисты воспринимают книгу «Граф Монте-Кристо» как волшебную сказку про благородного мстителя, воздавшего по справедливости негодяям, однажды подлым образом отправившим его в тюрьму. Именно, по справедливости, личной местью тут и не пахло, ведь эти негодяи все как один потом насовершали другие, еще более страшные злодеяния, за что и поплатились. Сказкой называть произведение некоторых читателей заставляет еще и тот факт, что этот вроде бы исторический роман недостоверен в плане воспроизведения определенных событий (например, истории гибели и образа Али-Тебелина). Но, может быть, нам стоит взглянуть на творение Дюма по-другому, и тогда вся эта кажущаяся недостоверность исчезнет, а «волшебная сказка» превратится даже в более серьезное и реалистическое произведение, чем до сих пор его считали поклонники и критики, выразившие одобрение?
Изучив некоторые важные исторические факты, связанные с предательством янинского паши, я позволю себе выразить новый взгляд на роман и рассмотреть другую, более соответствующую реальной истории, версию. Есть один важный момент: реальный французский офицер, которого подозревали и с которого, думали, был списан образ Фернана, предательства не совершал. А Дюма не знал этого, когда создавал роман, о чем свидетельствуют исследование в рассказе Д. Трускиновской «Графиня Монте-Кристо» и произведение «Ампирный пасьянс» В. Лысяка. Но, быть может, знал его герой? Ведь персонажи произведений, как предполагают писатели и критики, обретают душу.
Вспомним Фернана во время суда, после появления Гайде. Как странно видеть человека, которого боятся все пэры, в таком состоянии! Он ведет себя так, как будто бесконечно раскаивается или ощущает свое бессилие перед клеветою. А недоброжелательно настроенная палата пэров принципиально не замечает дату составления документа о продаже Гайде, явно не свидетельствующую о его подлинности (1247-й хиджры, т.е. 1869 г.). Впрочем, не все ли это равно, если читателей, всей душой болеющих за Гайде и Монте-Кристо, не интересуют все эти детали? Только вот затравленные обществом жертвы, не раз бывавшие в подобных ситуациях, не очень-то рады, потому что узнают свою судьбу. А судьба таких людей – быть оклеветанными без возможности оправдаться. Как мы помним, Фернана не выносила, высмеивала и мечтала стравить вся плата пэров. И происходило это не только потому, что он отличался от аристократов ввиду своего истинного происхождения, но и вследствие факта: окружающие чувствовали, что они не существуют для этого пэра. Он казался обществу высокомерным, его представители, разумеется, не могли перенести, что кто-то думает о них как о ничтожествах, хотя на самом деле это были лишь домыслы мнительных пэров. Фернан не думал о них вообще. Вся его любовь была отдана только жене и сыну, ни на что другое ее уже не хватало: ни на людей, ни на честь, ни на деньги… Мнение, что помешанные на любви из-за нее же осознанно способны на любое злодеяние, не имеет ничего общего с истиной. Для человека, умеющего по-настоящему любить, зло противоестественно. У него слишком горячая голова, чтобы в ней возобладал холодный разум для искусного совершения подлости. И если такой человек в порыве отчаяния и в силу, скажем так, молодой глупости совершает проступок (вспомним, Фернан ведь даже не понял содержания письма, которое доносил на Дантеса), то потом он сам себя съедает изнутри… по мере взросления… Поэтому я никогда не верила, что герой А. Дюма мог предать Али-пашу. Обвести вокруг пальца этого расчётливого тирана, привыкшего распоряжаться чужими жизнями, явно было бы не по зубам какому-то неопытному юноше.
Реальный французский офицер, получив от неприятеля предложение сдать крепость на почётных условиях, отказался, предупредив, что в случае вражеских действий со стороны противников будет взорван пороховой склад. Такой ответ вполне применим и к Фернану. Устроить взрыв приказал Али-паша, и вряд ли бы Фернан стал впускать его врагов, рискуя жизнью. Зато Василики, любимая жена (вот уж кому Али-паша действительно мог доверять!), не устояла. Договорившись с посланником Хуршида, ночью, она с помощью приближенных к ней женщин, вышедших из крепости потайным ходом, впустила неприятелей. Все это мы узнаем в рассказе Далии Трускиновской. Но впущенные в крепость неприятели, помня об угрозе взрыва порохового склада, не спешили совершать вражеские действия, что позволило Али-паше уплыть в заранее подготовленное убежище (это можно прочесть в «Истории знаменитых перступлений» Али-паши, написанной А. Дюма). А, как мы помним из романа «Граф Монте-Кристо», сбежавший Али-паша отправляет Фернана на переговоры с султаном. Однако мы также помним и про кольцо, которое, как рассказывал Фернан, паша отдал ему, чтобы тот мог проникнуть к нему в любое время дня и ночи… А ведь это кольцо было знаком того, что султан простил Али и что можно погасить огонь... Думаю, красочный рассказ Гайде, в котором она не упускает ни одной подробности, касающейся последовательно совершаемых действий, не может не удивлять ввиду того, что она тогда была очень мала и что ситуация для нее была шоковой, а шок заставляет людей многое забыть и перепутать. Это, собственно, и случилось: знаком, согласно которому Селим должен был погасить огонь, был вовсе не перстень, отданный Фернану… это были четки, которые носил на шее паша! И Вальдемар Лысяк в произведении «Ампирный пасьянс» пишет, что эти четки ночью сняла с него все та же изменница Василики. Теперь вспомним, что рассказывает на суде граф де Морсер. «Он представил документы, удостоверяющие, что визирь Янины до последней минуты доверял ему всецело и поручил ему вести с самим султаном переговоры, от которых зависела его жизнь или смерть. Он показал перстень, знак власти, которым Али-паша имел обыкновение запечатывать свои письма и который он дал графу, чтобы тот по возвращении мог к нему проникнуть в любое время дня или ночи, даже в самый гарем. К несчастью, сказал он, переговоры не увенчались успехом, и когда он вернулся, чтобы защитить своего благодетеля, то нашел его уже мертвым». Ну и где лжет герой А. Дюма? А то, что Гайде перепутала перстень с четками, что ей слышалось имя французского офицера и даже в темноте виделось его лицо, неудивительно, ведь с ним связывали надежды на весть о помиловании ее отца. И про кольцо, которое отдал ему паша, ей, очевидно, было известно. Ну и, конечно, Монте-Кристо, выстраивающий из всего услышанного логическую цепь событий, должен был ей помочь многое «вспомнить».
Итак, как рассказывает Фернан, по возвращении с переговоров он находит своего господина мёртвым. Если это так, как все могло происходить дальше? Согласно рассказу Далии Трускиновской, он застает убитого посредника между Хуршидом и Василики с обещанными за предательство деньгами. Вот их-то Фернан, воспользовавшись выпавшим шансом, вполне мог забрать. Василики, попавшая в рабство и не получившая посулы, очевидно, становится свидетельницей этого, а если так, то слова Гайде о том, что говорила про Фернана ее разгневанная мать, не выдумка со стороны девочки. Разумеется, Фернан вместе с этими фактически украденными для жены и сына деньгами догадывается, что все свидетели происходящего подозревают в предательстве его и спешит исчезнуть.
Да, я понимаю, что мою версию будет сложно принять многим поклонникам Монте-Кристо, ведь этот образ для них – эталон справедливости. Но, если не закрывать глаза на очевидные вещи, после выхода из тюрьмы Эдмон Дантес поклялся беспощадно отомстить своим врагам. Именно, беспощадно отомстить. А не восстановить справедливость в том случае, если они еще кому-то, кроме него, причинили зло. И Фернана он должен был ненавидеть особенно, ведь тот украл его жизнь. Это потом уже, собирая сведения о своих врагах, мститель обрадовался и решил, что он орудие Всевышнего и что воздает виновным за их же преступления.
Подводя итог, хочу сказать: установить невиновность Фернана – не означает закидать камнями Монте-Кристо. То, что случилось с Фернаном – проблемы его и общества, которое все равно бы нашло способ его стравить, но никак не результат мести графа. Просто ошибки Мотне-Кристо доказывают, что человек не может сравняться с Всевышним.
Логично и справедливо ли тогда, что в романе эта клевета не раскрылась? Несправедливо, но логично. Финал романа остался открыт, а, как учит нас произведение «пока не настанет день, когда господь отдернет перед человеком завесу будущего, вся человеческая мудрость будет заключена в двух словах: «Ждать и надеяться»». Вот и Фернан дождался своего часа…
Комментарий автора: Для читателей и редакторов, которым неизвестно:"Граф Монте-Кристо" - это произведение религоизного характера.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Елена Мошкина,
Тюмень
Журналист. Около 20 лет пишу стихи, с 2006 по 2009 гг. была редактором поэтического портала "Весна Поэтов". Имею публикации некоторых стихотворных произведений в сборнике юных учеников писателя В. Крапивина "Геометрия и мыльные пузыри" (2008 г.)
Прочитано 23998 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Аборт. Какое страшное слово... - Сергей Варакин Сколько детей убивают как изверски над ними издеваются. И почему в государстве нет законов таких которые бы поставили всё на свои месте.
Если убили взрослого человека зарабатывают срок. Но если убили нерождённого почему он ходит на свободе и живёт припиваючи. Ну гдеже справедливость. Так хочится кричать Господь суди быстрей. И явись скорей Пока человек не натворил ещё что либо.
Проза : Забытые Двери - Fylhbfyjd Gfdtk Не совсем в формат сайта.История создания такова 6долго и упорно пытался пробить рубрику "Мегаполис в печатном издании,на Родине не приняли,просил случайных знакомых передать в издания их города,но ответа не поступало,пробивался через коммерческие издания ,отчего приходилось работать сутки через день,недавно послал в листудию "Белкин " с нижеследующей исповедью:
Исповедь Фореста Гампа
Повторю телефон Димы. Не знаю настолько уж он знаменит вм вашем
> ВУЗе ,сколь себя обрисовывает...89272864201.Познакомились мы так:
> работал на заводе ,сходил с ума от первой поздней любви (в
> 22!!!года),писал на станке безграмотные стихи и брал дни в счёт отпуска для поездок на историческую Родину. Услышал ,что некто Дима Першин устраивает вечер памяти
> поэта-земляка Седова. У Александра Палыча Седова трагическая
> судьба-выкормыш А Н Калашникова ,будучи актёром ,он много колесил по
> стране ,потом оказался на Родине ,спился ,опустился до ДД на базарном
> радио ,к 40 ни семьи ,ни кола ,ни двора ,накушался таблеток ,опочил ,
> горя не выдержала старуха -мать ,выносили 2 гроба .Известности поэта
> он не сыскал и после смерти ,вспоминают лишь кучка людей. Я долго
> искал сборник этого автора ,удалось купить брачок в
> типографии. Читая ,плакал :я нал уже какие эмоции порождают подобные
> строки. Потом узнаю ,Дима устраивает литобъеденение . Сходил, не
> привычный к подобному ,чувствовал себя не в своей тарелке: какие -то
> старики обсуждают стихи о УХЕ ИЗ КОТА .Дима предложил поступать в
> Литературный ,разбередив старые раны – ведь мечтал об этом с д\с . А тут у меня начались домашние
> проблемы ,больницы. За это время сей литсоюз распался. Одного старика
> муж сей пихал в местный журнал ,со мной занимался по субботам ,пихая в
> Литературный. Группу инв-ти я не получил -не было взяток ,устроиться
> со справкой на лёгкий труд -нереально ,первая любовь не и без моей помощи поступила в медучилище и вышла замуж ,а я оказался в Церкви, где один священник посулил помощь в получении образования. В это время
> он поминал Бикмуллина (мужик пахал на мебельном комбинате ,после
> смерти выяснилось, что -академик. Вроде ,его труд защитили как
> диссертацию ,а потом издали книгой под чужим именем, вроде выпивал от
> этого, а потом сердце не выдержало.)На этом вечере познакомился с
> Лёшей Куприяновым -я давно предлагал Диме пообщаться с ним, но тот
> орал, что рабочие- быдло, мордовский эпос в зачаточном
> состоянии, православные –лукавые ,а в самиздате 90х все
> графоманы ,а я –эгоист ,фаталист и интроверт. Мнение ,что написание некрологов коммерчески выгодно меня
> коробило Раз так достал, что я читаю ненужную литературу, что я
> приволок ему кипу своих книг- Золю, Бальзака и Стельмаха "Думу о
> тебе",после чего он стал их читать. А меня познакомил С
> произведениями Саши Соколова И вот Дима, обозначающий меня
> эгоистом, интровертом ,шизофреником, достоевским и прочая заявляется ,в
> Храм, выдёргивает меня во время службы из Алтаря ,обозначает
> мракобесом, упрямым мордвином ,пугает депрессией, что Церковь меня испортит, там всех пугают адом придирается к
> обуви. потом заявляется через 3дня с думой, что мне надо в
> семинарию. Потом в день когда мне надо было уже быть в Литературном
> через общую знакомую интересовался моей судьбой .НО то что он
> отправил оказалось не добирающем положенного объёма, а он любил в моих
> строках выдёргивать любые зачатки духовного. Я заработал, послал то что сам
> хочу и как хочу -и прошёл...Тут умер священник ,отчего я не поехал в Москву после вызова из Литературного. У гроба его мы встретились с Димой , тогда ещё с косичкой. Я не поехал и после второго вызова –всё надеялся, не смотря на отсутствие возможностей ,сперва чего –то достичь. Потом мы не виделись. я полностью был в
> ауре православия -и то было самым лучшим временем моей жизни. Видел
> его редко и случайно, знал что в музыкалке ставит голос, раскручивает
> свою группу .У мызшколы советовал о снятии полдома у старухе в Пензе и устроиться педагогом ,а ещё искренне радовался,что я не испорчен Церковью .А я уже побывал в Монастыре,где не получил благословения на творчество,пытался уйти из Церкви и написал психологическую работу (www.serbin1.narod.ru ),кою, не смотря на заверения препода никуда до сих пор не пристроил, ибо это считается неугодным Богу. Раз пересёкся с ним на квартире его мамы, где он жил
> после нового развода ,он вспоминал мою обувь, из-за которой на меня не
> посмотрят девушки. Знал бы как смотрели когда в дедовых обносках
> ходил до 20 лет...Дима продолжал ставить театральные зрелища ,на которые я не ходил, т. к. чувствую себя в подобной атмосфере не в своей тарелке. А потом окончательно ушёл из Церкви ,т .к. там пытались склонить на свою сторону ,а я не хотел отрекаться от творчества. Дальше я болтался по городу. Тут предложили это место
> корреспондента , хотелось заявит о нём ,встретились Он позвонил в
> редакцию и наорал в трубку .Рассказывал о первых шагах в инете, звал
> с собой. Написанную статью он привычно потерял, написал новую .Многим
> людям рекомендовал его, да весь литгород тащил за свой счёт в сеть .Но
> у Димы ежедневно меняется мнение .Он ничего не помнит -2жена как -то
> его стабилизировала ,а сейчас некому. Ходил я каждый день в этот
> салон и рассказывал адресатам, какие проблемы не позволяют переслать
> Диме свои вирши .А б\п он и не будет. Он восстанавливал литклуб
> ,скачивал материалы ,находил идеи -он терял и забывал Пошёл потом на
> мойку .Надеясь, что пробью рубрики о таких Димах в молодёжках и буду получать гонорары
,да их порадую ,Дим этих.. После Церкви я ,вообще, долго болтался по низко оплачиваемым работёнкам ,на которые не каждый и пойдёт. Иногда я не мог даже содержать майл , не раз закрывал ящик и пользовался обычной почтой. Зряплата когда не дотягивала и до 1- 2 тысяч рублей, сшибал в Церкви, но тупо тратился на сеть ,пытаясь выйти на диаспору афророссиян и самиздатчиков 90х,что разбегались от меня как от бабайки дети. Нередко меня убеждали, что мои попытки чего –то достичь нереальны ,а я продолжал идти вперёд. Так однажды я узнал о Иноке Всеволоде и долго надеялся, что он поможет пробиться в творчестве ,что ,конечно же ,не кормит ,а разоряет, особенно когда комп недоступнее летающей тарелки. Зашивался ,звонил ему чуть не каждый день, просил передать фото
> для оформления наборщикам, не пришёл ,в салоне подготовил папку, где
> разжевал куда и что ,не пришёл .»З.Двери» вышли на Кружевах
> -предъявил ,что ничего не показывал Потом издал уже без оформления в
> Крае Городов, отнёс его маме экз ,он его потерял. После мойки оказался в Пту,выходило меньше поди даже500 в месяц .В это время переписывался с одной девчонкой ,долго и подробно. И даже пригласил в Дивеево. Но она видела это смешным и глупым, обозначала меня наивным, эгоистом, говорила ,что использую людей и что она – не цветочек аленький и согласна пойти официанткой в ночной клуб, чтоб быть честнее. Но она ,не подозревая, вернула меня в Храм, откуда я ушёл и как прихожанин. Потом, ковыряясь в церковной грядке ,я встречу девушку, что из- за проблем с трудоустройством долго отирается при Храме за паёк. Мне она западёт душевными качествами .Однажды мы долго будем стоять в подъезде, она будет рассказывать скольких ухожёров отшила ,т. к. мечтает стать монахиней, и лишь тогда я пойму насколько смешно и глупо выглядел в переписке ,которую прекратил, кстати, пытаясь в очередной раз вернуться в духовное русло. Потом стал видеть его, Диму,
> в Храме ,где он говорил ,что...в следующей жизни будет монахом. Появление его, почти лысого, спустя года три, для меня было неожиданностью. Я попросил его сканировать фото свои для Белкина, он как всегда пообещал ,потом забыл и не захотел оформлять мой текст. Так что – на прямую к нему .Просил
> оформление послать Вам, проигнорировал ,в воскресение поцапались ,а в
> понедельник подобрал меня к себе поговорить. Учил жизни ,не давал договорить ,привычно не мог выслушать ,а я был, не смотря на хроническую трезвенность ,впервые и, надеюсь , в последний раз выпимши и мне было херово –одна девчонка брала для своего сайта мои рукописи ,а теперь из не найду
> и сватал какую-то пухленькую массажистку, а у меня ,стоит увидеть на ульце ту первую любовь по –прежнему предательски ёкает сердечко ,да и согласен остаться один или привезти с отцовой деревни девчонку из неблагополучной семьи, лишь бы за писанину не стучала сковородкой по башке. Журил что я никогда не буду классиком и сам не знаю чего хочу ,что не пишу в местную
> прессу ,где за месяц дают 700 рублей. Но это не мой уровень ,и я вырос из этих штанов